Концепция компьютеризации сельских школ

Концепция компьютеризации сельских школ


Специфика обучения в сельской, особенно малокомплектной, сельской школе общеизвестна. Она состоит в определенном информационном изолировании обучаемых, известных ограничениях по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. При этом затраты бюджетных средств обучение одного учащегося в сельской школе в 2-3 раза выше, чем в комплектной школе. На наш взгляд компьютеризацию сельской школы необходимо вести с учетом её специфики и эффективнее использовать для нее более высокие затраты бюджетных ассигнований.
Речь идет о том, что при компьютеризации сельской школы необходимо не только дать возможность проведения полноценных занятий по информатике, но и максимально использовать вычислительную технику для решения социальных вопросов, преодолев информационное неравенство сельских и городских школьников. Для этого необходимо обеспечить не просто поставку компьютеров на село, но и обеспечить их необходимыми периферийными устройствами, устройствами связи компьютеров в локальные сети и, главное, устройствами выхода в глобальные компьютерные сети самостоятельно или через «опекунов» – например, через педагогические вузы региона или университеты. Ещё одной специфической особенностью компьютеризации сельской школы является необходимость поставки компьютеров вместе с прикладными обучающими программами. Причем эти программы не могут замыкаться только на одном предмете – информатике, а должны охватывать все основные школьные дисциплины (физику, химию, географию, технологию, биологию и др.), поскольку таким образом можно хотя бы частично компенсировать недостаток учебной техники и наглядных пособий. Наконец, еще одной специфической особенностью сельской школы является отсутствие специалистов по профилактике и ремонту вычислительной техники. Это означает, что вся поставляемая техника должна иметь высокую степень надежности, требовать минимального обслуживания, а также недорогих расходных материалов.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе обучение информатике необходимо вести в течение всего цикла обучения в школе. Информатика трактуется как дисциплина, направленная, с одной стороны, на формирование у учащихся представлений об информатике как о фундаментальной науке, с другой стороны – на овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой жизни. Выделяются три основных этапа обучения данному предмету.
Первый этап (1-6-е классы). На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры. Второй этап (7-9-е классы) – курс основной школы (базовый), обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике.
Третий этап (10-11-е классы) – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов, склонностей и направленности допрофессиональной подготовки учащихся.
Все программы по информатике рассчитаны на широкое применение компьютеров в обучении и предусматривает выделение почти половины всего учебного времени на практическую работу. В соответствии с нормативами оснащения школ вычислительной техникой возможны пять конфигураций поставки компьютеров в школы в зависимости от численности учащихся (прил. 1). В таблице приложения 1 /20.5 Kb/ приведены также данные по количеству сельских школ в разрезе численности учащихся. Под рабочим местом преподавателя понимается компьютер класса не ниже Pentium III 500, который соответствует современному уровню развития компьютерной техники, с периферийными устройствами (принтер, модем, источник бесперебойного питания).
Под рабочим местом ученика понимается упрощенная конфигурация – компьютер класса не ниже Celeron 466 без периферийных устройств.
Конфигурации рабочих мест преподавателя и ученика представлена в приложении 2 /25.6 Kb/ (данные конфигурации были составлены исходя из требований надежности и качества, предъявляемых к комплектующим, и современного уровня развития техники с заделом до трех лет его актуальности). Из таблицы видно, что в школах с численностью до 400 обучаемых отсутствует компьютер преподавателя, а нормативно определенные 1; 2 или 3 компьютера используются как преподавателем, так и учениками.
Возможна организация рабочего места ученика с использованием сетевых терминалов, полностью повторяющих возможности компьютера преподавателя и не требующих обслуживания, в вариантах (4+1) и (12+1), т.е. там, где предусмотрен компьютер учителя. В случае использования сетевых терминалов стоимость одного рабочего места ученика сокращается на 30%, что позволяет соответственно увеличить количество рабочих мест учащихся.
Современные условия обучения требуют наличия связи как между компьютерами внутри класса, так с внешними информационными ресурсами. Эти условия особенно актуальны для сельских школ, которые в силу своей удаленности не имеют быстрого доступа к информационным ресурсам и оторваны от современных сетевых информационных технологий. В расчетах приведен наиболее простой и доступный способ обеспечения связи – модемный с подключением по коммутируемым каналам, но данный способ применим не всегда. В каждом конкретном случае потребуется оценка местных условий, и на ее основе необходимо вырабатывать конкретный вариант реализации подключения исходя из его стоимости.
Кроме того, в комплект поставки должно входить лицензионное системное программное обеспечение, а также прикладное программное обеспечение по всем предметным областям школьного обучения.
Стоимость оборудования и программного обеспечения для компьютеризации сельской школы в соответствии с приведенными выше нормативами оснащения школ и для выбранной конфигурации рабочих мест приведена в приложении 3 /35.3 Kb/. При расчете общей стоимости компьютеризации сельской школы необходимо предусмотреть также обучение преподавателей, стоимость транспортировки, монтажа и наладки компьютерной техники. По оценкам специалистов на перечисленные виды деятельности необходимо 11,5-12% от базовой стоимости необходимого количества компьютеров (прил.3). Кроме того, отдельной статьей расходов является аренда каналов связи. Минимальная стоимость подключения одной точки доступа (около 50 у.е.) может быть включена в стоимость оборудования, но в дальнейшем оплата аренды каналов связи должна быть предусмотрена в местных бюджетах.
Предложенные варианты рассмотрены для определения итоговых затрат на закупку компьютерной техники. Здесь не рассмотрены (из-за отсутствия справочных и аналитических материалов) варианты закупок микро- и малых ЭВМ вместо персональных компьютеров. Но данные варианты будут в дальнейшем проработаны исходя из того положения, что для различных регионов России нерационально использовать единственный вариант. Необходимо учитывать конкретные условия регионов и их экономическое положение. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской областей экономически оправданным является вариант оптовой поставки электронной базы и выпуск компьютеров на имеющихся незагруженных производственных площадях (например, в Зеленограде (МИЭТ), Санкт-Петербургском техническом университете (ЦНИИ РТК) и т.п.). Такой подход позволит снизить стоимость компьютеров для сельских школ региона до 40-45 % от базовой, и с учетом создания рабочих мест общая экономическая эффективность работ значительно повышается. Для регионов Дальнего Востока возможен вариант оптовых поставок из Тайваня через Китай. Предварительные переговоры по такой схеме проведены с представителями производителей цифровой техники в Европе.
Возможны следующие варианты снижения стоимости цифровой техники:

  • специализированные поставки техники по сниженным ценам на модели текущего года (снижение от базовой рыночной стоимости в России от 28 до 35 %);
  • поставка цифровой техники не для моделей текущего года (снижение до 40 %);
  • поставка цифровой техники, снимаемой с эксплуатации в крупных фирмах, на условиях лизинга с гарантиями обслуживания в течение 2-х лет и с необходимой модернизацией.

При такой схеме возможно выделение необходимой суммы в распределенном во времени режиме – по мере поставок.
В целом реализация такого объемного проекта возможна или путем формирования соответствующего раздела в рамках Федеральной программы развития образования, или в рамках реализации отдельного Постановления Правительства, где будет оговорен и ряд льгот ( по таможенным сборам, НДС и т.д.).



 Версия для печати


Нормотворческая деятельность
Текущая деятельность
Актуальные материалы
Поддержка сайта:ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Вебмастер: webmaster@iot.ru
Почтовый адрес: ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 117997
Телеграфный адрес: Москва-93
Телекс: 485152 RUFAO RU
Факс: (495) 236-01-71
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
за период 2004 – 2010 гг.
(вплоть до его упразднения на основании Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года №271)